Модные тенденции

Бумажная промышленность была одной из пере­довых отраслей производства во Франции. Одна­ко лучшие сорта бумаги выписывались из Голлан­дии, где бумажные мануфактуры стояли на более высо­кой ступени развития.

Пьер Монгольфье (отец Этьена и Жозефа) был од­ним из пионеров использования голландского способа производства, крупным бумажным фабрикантом в горо­де Аннонэ (юго-запад Франции). В эпоху религиозных войн предки Монгольфье вынуждены были бежать из Франции, но в XVIII веке вернулись на родину и основа­ли мануфактуру.

Пьер Монгольфье, войдя во владение мануфактурой в первой четверти XVIII века, вел дела с необычайной энергией и иници­ативой и передал своим детям Этьену и Жозефу передовые взгляды в области производ­ственной и научно-технической деятельности. Сыновья Монголь­фье и стали изобретателями воз­душного шара.

Жозеф-Мишель Монгольфье не имел законченного научного образования, он был талантливым изобретателем — любителем. Жо­зеф совершил пешее путешествие в столицу, где прослушал публич­ные лекции по химии и физике, в дополнение к своему самостоя­тельному изучению этих наук.

Жак-Этьен Монгольфье полу­чил систематическое образова ние в Париже, где был связан с выдающимися деятелями науки и техники: Гаспаром Монжем, Менье и другими. Этьен закон­чил в Париже строительную шко­лу и зарекомендовал себя талан­тливым архитектором. Но вско­ре он прервал научную карьеру, чтобы занять пост директора от­цовской мануфактуры. Интерес к наукам объединил братьев, по­зволил им расширить бумажное производство путем усовершен­ствования станков и заимствова­ния передовых технологий из других стран.

Аэростатические опыты нача­ли проводиться Монгольфье в 1782 году.

Сначала братья пытались пус­кать вверх мешки с водяным па­ром, буквально копируя облака. Эти опыты не особенно удались.

Вскоре Этьен ознакомился с книгой английского химика Пристли «О различных сортах воздуха», вышедшей в 1772 году, в которой ученый рассуж­дал о летучих свойствах водоро­да. Загоревшись идеей использо­вать этот газ, Этьен предложил брату надувать мешки водоро­дом. И этот опыт им не удался, так же как и Кавалло за год до этого.

Тогда братья начата опыты над пуском мешков, наполненных дымом. Один из опытных аэроста­тов емкостью 20 м3 во время за­пуска оборвал привязь и поднял­ся до высоты 300 м. Удачные ис­пытания натолкнули братьев на идею проведения показательных демонстраций своего аппарата, впоследствии получившего назва­ние «монгольфьер».

5 июня 1783 года в городке Аннонэ они провели первую пуб­личную демонстрацию. (За это позже Жозеф Монгольфье был избран действительным членом французской академии и даже по­лучил премию от императора На­полеона.)

О первом публичном опыте Этьен Монгольфье писал в пись­ме своему знакомому Фожа де Сен-Фону: «Различные части ма­шины были соединены простыми застежками с пуговицами, доста­точно было двух человек, чтобы смонтировать машину и напол­нить ее газом, но только восемь человек могли удержать ее на месте. По данному сигналу ма­шина была отпущена, поднялась с возрастающей быстротой, но замедлила движение к концу сво­его подъема. Она оставалась в воздухе 10 минут: потеря газа че­рез застежки, через швы и иные несовершенные части машины не позволили ей оставаться в возду­хе дольше… Машина опустилась так легко, что не сломала ни лоз, ни тычинок виноградника, на ко­торый она села».

После успеха в Аннонэ братья начали готовить новый опыт, ко­торый должен был состояться в Париже, в промышленном Сент-Антуанском предместье. Пло­щадку для пуска предоставил бо­гатый собственник «королев­ской» шпалерной мануфактуры Ревельон, друг Этьена.

Интересно отметить, что, когда Монгольфье присту­пил к своим работам в саду Ревельона, к нему явился молодой фармацевт и физик Пилатр де Розье, занимав­ший пост заведующего Музеем естественной истории у брата короля. Монгольфье с удовольствием принял ус­луги Пилатра де Розье и сотрудничал с ним в последую­щих опытах.

К 12 сентября новый шар Монгольфье, построенный на средства академии, был закончен. Но пуск окончился неудачей. В тот момент, когда аэростат уже наполнился горячим дымом и отделился от земли, еще держась на привязях, подул сильный ветер с дождем, шар был «разорван во многих местах… бумага размокла от дождя, и великолепная машина», стоившая стольких усилий, была разрушена. Поэтому для последующих опытов братья решили больше не использовать бумагу, обратившись к обыкновенной ткани.

Подъем шара в присутствии короля был назначен на 19 сентября, поэтому Этьен с друзьями, не теряя време­ни, принялся самым энергичным образом за постройку шара. Первый, неудачный, аэростат строили около ме­сяца. Новый шар, сделанный целиком из крепкого хол­ста, был закончен за пять дней.

Высота шара равнялась 18,5 м, диаметр - 13 м.

19 сентября в большом дворе Версальского замка состоялся подъем шара. Публика во главе с королевским семейством распо­ложилась вокруг восьмиугольной огороженной сцены, где возвы­шался помост для пуска шара. В центре помоста находилось от­верстие, над которым и помести­ли оболочку шара.

В отверстии эстрады была ус­троена жаровня, которую напол­нили соломой и рубленой шер­стью. Нижний открытый и вытя­нутый конец оболочки заправили вокруг жаровни так, чтобы обо­лочка образовала «как бы огром­ную воронку» для приема дыма. К оболочке прицепили клетку с тремя подопытными животны­ми - бараном, уткой и петухом. Разумеется, оболочка была за­креплена на привязях.

Когда публика собралась, был подан сигнал. Оболочка быстро раздулась и поднялась во всю вы­соту. Шар был выкрашен в синий цвет с золотыми украшениями в виде королевских вензелей. Гус­тая окраска шара преследовала не только эстетические, но и практические цели. Краски были замешены на квасцах и тому по­добных химикалиях и должны были сделать ткань более непро­ницаемой и несгораемой. На при­дворных такой большой и пест­рый пузырь произвел чарующее впечатление.

Когда царский двор налюбо­вался шаром, подан был второй сигнал. Привязи обрезали, и «ма­шина с пышностью поднялась на воздух», увлекая с собой приспо­собление, в котором были заклю­чены баран и птицы. Описав кри­вую, шар опустился в 3,5 км от места подъема. Максимальная высота, достигнутая шаром, со­ставляла лишь 430 м. Впослед­ствии выяснилось, что незначи­тельность высоты была вызвана двумя разрывами оболочки при пуске. Теплый воздух выходил сквозь отверстия, и шар не мог достигнуть той же высоты, что в Аннонэ.

Правительство присвоило бра­тьям Монгольфье дворянский ти­тул, представило Этьена к орде­ну, а Жозефа обеспечило пенси­ей. Академия наук дополнительно назначила братьям годовую пен­сию в 600 ливров.

В середине XVIII века в провинциальном городке Аннонэй на юге Франции, недалеко от гор. Лиона, проживала семья бумажного фабриканта Монгольфье. Глава семьи, здоровый, крепкий человек, за всю жизнь ни разу не изменил привычке своей спать ложиться в 7 часов вечера и вставать в 4 часа утра. Как человек педантичный, он был весьма требователен и своих многочисленных детей строго воспитывал. Двенадцать сыновей его и четыре дочери - все «вышли в люди».

Жозеф, двенадцатый ребенок в этой семье, унаследовавший от отца далеко не все черты его характера, был рассеян, своеволен и не совсем дисциплинирован. Но уже с ранних лет отец отдает должное его уму, наблюдательности и настойчивости. Заинтересовавшись в школе естественными науками, Жозеф продолжает учение дальше путем самообразования. По окончании колледжа в родном городе он оставляет семью и практически, по собственной системе, изучает, главным образом, химию. Занятие это дает ему даже заработок, так как некоторые составленные им краски находят сбыт.

Но, конечно, нельзя было остановиться на такой «кустарщине», и Жозеф, не прося денег у отца, отправляется в Париж, чтобы продолжить там свое учение. Скудность средств его не останавливает - он путешествует пешком. В столице он прослушивает публичные лекции по химии и физике, усердно посещает лаборатории и научные кабинеты. Он везде входит в суть вопросов до последних мелочей и завязывает, наконец, знакомство с ученым миром. Но эта страница его жизни скоро обрывается: отцу нужны помощники, и он вызывает сына домой. Обратный путь Жозеф тоже делает пешком, причем в дороге продолжает наблюдать, как и где люди работают, в каких мастерских, какие применяют машины, как используют при этом силы природы и т. д. Его ум неутомимо ищет новых технических усовершенствований и занят постоянно изобретательством.

Жозеф Монгольфье (1740-1810 гг.). На гравюре под фамилией подпись: кавалер ордена св. Михаила, изобретатель аэростатического искусства.

На фабрике отца Жозеф Монгольфье имеет возможность развернуть свои изобретательские способности. Здесь он вносит улучшения в производственные процессы бумажной мануфактуры и занимается оборудованием новых мастерских. Он сходится на этой почве со своим младшим братом Этьеном, ведь он по требованию отца стал управлять их старой фабрикой. Незадолго перед тем Этьен блестяще окончил строительную школу в Париже и уже зарекомендовал себя талантливым архитектором.

Этьен Монгольфье (1745-1799 гг.) Под фамилией подпись: сотрудник и изобретатель аэростатического искусства.

Одна и та же изобретательская жилка, тесно сблизившая обоих братьев, помогла им усовершенствовать бумажное производство, расширить его и обогатить нововведениями, заимствованными из других стран.

Общие интересы часто заставляли братьев вести беседы по разным вопросам естествознания и, прежде всего, о силах природы.

В этих беседах, говоря об энергии воды, которая умело использовалась в их мастерских, они неизбежно говорили и об энергии ветра, которой тоже частично пользовались в их производстве. А наблюдения за ветром никак не могли обойтись без наблюдений за облаками: совершенно ясно, что облака и тучи носятся по воле ветров, как, например, пыль и дым. Только, как объяснить, что массы воды, падающие дождем или снегом, подолгу остаются в воздухе? Если разгадать эту тайну, которая неизвестна современной им науке, то, пожалуй, можно будет по желанию отправить в атмосферу какой-нибудь предмет и с земли? И не на привязи, как бумажный змей, а в свободный полет…

Заманчивость последней мысли настолько соблазнила братьев Монгольфье, что они решили испробовать сначала искусственное облако. Они для этого стали делать шаровые оболочки из бумаги и наполняя их паром. Однако предательский пар быстро сгущался, и оболочка намокала. Пришлось от пара отказаться. Стали думать, нельзя ли заменить пар чем-либо другим.

Другое решение было подсказано в 1782 году, когда в руки братьев попалась переводная книга Пристли из Англии - «О разных видах воздуха».

Водород! Вот что нам нужно! - решают братья Монгольфье после прочтения книги Пристли.

Снова они делают бумажные оболочки и тщательно наполняют их водородом. Однако повторяется прежняя неудача: как и у Кавалло, пузыри не взлетают потому, что бумага быстро пропускает летучий водород. Но Кавалло, ученый, нуждался в «летающих пузырях» только для лабораторных опытов и, не сумев их сделать, бросил затею. А братья Монгольфье - изобретатели - гнались за искусственным облаком, втайне мечтая - почем знать? - что на нем или под ним найдется местечко и для человека. Они не оставили своих исканий и надежд. Они продолжали работать.

«Быстрее приготовь как можно больше материи из шелка, веревок, потом ты увидишь самую удивительнейшую в мире вещь». Эта записка, присланная старшим братом, бывшим по делам в Авиньоне, младшему брату в Аннонэй, долгое время хранилась потомками Монгольфье.

Жозеф писал Этьену сейчас же после удачного опыта, сделанного для проверки его наблюдений над дымом. Ведь дым стелется по небу подобно облакам. Что бы он собой ни представлял, надо попробовать воспроизвести с помощью дыма искусственное облако. Был сшит из материи мешок в виде замкнутой коробки, в который напустили дым от бумаги, горевшей на решетке камина. Ура! Когда коробку выпустили из рук, она пошла вверх и остановилась под потолком.

По возвращении Жозефа домой оба брата вновь и вновь спорили, почему облака висят в воздухе и что такое представляет собой дым. Ранее высказывались, что огонь гораздо «жиже» или же «тонее» чем воздух, что флогистон является носителем тепла - вещество огня невидимое и летучее. Но в эпоху Монгольфье такие утверждения свой век уже отживали. Модна была новая сила природы, доселе неизведанная- электричество. Во многих случаях электричеством объясняли такие явления природы, для которых не могли найти иных более правдоподобных объяснений. Братья Монгольфье тоже решили, что главной причиной для плавания облаков это внутри них разлитая «электрическая жидкость», существование которой было доказано в Америке Франклином на убедительных опытах с воздушными змеями. Такая «жидкость» дескать, заставляет облака отталкиваться от поверхности земли, как, к примеру, отталкиваются один от другого легкие шарики, заряженные статическим электричеством. Очевидно, та же самая причина и дым гонит вверх.

Придя к такому объяснению, братья Монгольфье сделали вывод, что чтобы получить легкий летучий дым надо сжигать подходящие материалы. Отдавая дань схоластике прежних веков, они выбрали смесь шерсти с мокрой соломой: соединение животного начала (шерсть) с растительным (солома) должно дать, казалось им, больше «электрической жидкости».

При первом пробном наполнении таким дымом оболочки объемом около 2м3 их «облако» случайно загорелось. Но все же оно оторвалось в воздух, и по существу этот опыт, проделанный еще в 1782 году, разрушил их последние сомнения.

Для второго опыта был выбран ясный день ранней весной следующего года. Была приготовлена шаровая бумажная оболочка диаметром около 3,5 м. Посмотреть опыт были приглашены родные и знакомые. На этот раз все обошлось без происшествий: шар прекрасно оторвался и в воздухе продержался около десяти минут, поднявшись, примерно, на 300 м.

О чудесном «пузыре-облаке» заговорил весь городок Аннонэй. Но чем больше говорили, тем менее верили: виданное ли дело, чтобы такой громадный мешок мог летать сам собой, без фокуса или колдовства? Здесь, конечно, не обошлось без нечистой силы.

Братья Монгольфье решили положить конец всем пересудам и получить официальное признание своего изобретения. Воспользовавшись собранием в городке Аннонэй знатных представителей из местной провинции, которое назначено было на 5 июня 1783 г., они приурочили к этому дню публичное демонстрирование своего опыта.

Своевременно была изготовлена новая шаровая оболочка объемом 22000 куб. фут., т. е. диаметром 11,4 м. Сшита была оболочка из холста, и усилена для прочности пршитой веревочной сеткой; для лучшей непроницаемости вся поверхность была оклеена еще бумагой. По экватору шара был нашит пояс длиной 35 м; к нему были прикреплены поясные веревки, свисающие вниз, за которые удерживали шар при наполнении. Внизу оболочка оканчивалась деревянным обручем, диаметром около 1,5 м, который оставался, конечно, открытым. Вся оболочка с веревками и обручем весила 227 кг.

Когда зрители увидели гигантский обмятый с боков мешок, подвешенный выше трехэтажных домов и спускавшийся, до земли, когда они услышали из уст братьев Монгольфье, что это чудовище взлетит и будет плавать в воздухе, как пылинка, то никто не хотел верить. При всем уважении к учености фабрикантов, это казалось совершенно невероятным, тем более, что изобретатели обещали проделать свой опыт с помощью самых простых средств и совершенно открыто, безо всякой утайки! Некоторые подумывали даже, как это частенько бывает по отношению к изобретателям: в своем ли они уме?

Но вот под мешком развели огонь, появился дым, и «чудовище» начало полнеть, полнеть, пока не превратилось в громадный глобус, слегка вытянутый по высоте… Видно было, что восьми рабочим, державшим шар за веревки, приходится не так-то легко: «чудовище» рвется из рук.

Команда - «пускай!», и шар, действительно, взмывается в небо.

Подъем первого воздушного шара, наполненного нагретым дымным воздухом в городке Аннонэй 5 июня 1783 г.

Баллон поднимался около 10 минут, дойдя, по оценке зрителей, до высоты около 2000 м. Потом он пошел по ветру, примерно, горизонтально и, наконец, спустился, в расстоянии 2,5 км от места подъема.

Официальный протокол, который скрепили подписями должностные лица, засвидетельствовал все подробности проделанного опыта. Протокол был направлен в Париж, в Академию наук.

Так было официально заверено это изобретение, сущность которого, увы, не могли верно объяснить и сами изобретатели.

Однако последнее обстоятельство нисколько не опорочивает всей ценности и громадного значения первых опытов братьев Монгольфье. Идея использовать горячий дымный воздух для привязного, а может быть и для свободного, подъема над землей легких оболочек не была в истории новой, хотя братья Монгольфье этого и не знали. Также не была новинкой мысль об устройстве для подъема человека воздушного судна в виде пустотного баллона, как предлагал в свое время Лана (вакуум). Но было бесспорно новым объединение этих двух идей в одном предложении и оформление его в таком масштабе, который не оставлял больше никаких сомнений в возможности практического передвижения человека в воздухе.

Другая не менее важная заслуга французских изобретателей заключается как раз в том, что они сумели впервые благополучно разрешить технологическую задачу: построить легкую, прочную и достаточно непроницаемую оболочку, способную держать нагретый воздух при значительной подъемной силе. Во времена братьев Монгольфье эта задача считалась практически неосуществимой. И неудачи в постройке таких оболочек объясняют безуспешность всех попыток добиться аэростатических подъемов в прежние годы.

Таким образом, изобретение братьев Монгольфье, взбудоражившее умы человечества, было выдающимся даже в эпоху промышленного переворота в конце XVIII века.

История развития воздухоплавания, казалось бы, завершена. Сегодня в нашей жизни появились вертолеты, самолеты и множество других диковинных средств передвижения. Однако в сердцах людей навсегда остались волшебство и романтика, которые связаны с таким интересным занятием, как полет на воздушном шаре. И сегодня люди совершают путешествия на нем. Многим было бы любопытно узнать, с чего все начиналось. История развития воздухоплавания кратко будет рассмотрена в этой статье.

Бартоломмео Лоренцо

Бартоломмео Лоренцо, бразилец, принадлежит к пионерам, имена которых историей забыты не были. Однако их крупные научные достижения на протяжении веков ставились под сомнение или же оставались неизвестными.

Бартоломмео Лоренцо - подлинное имя человека, который вошел в историю воздухоплавания, как Лоренцо Гузмао, португальский священник, создатель проекта под названием "Пассаролы", до последнего времени воспринимавшегося как фантазия. В 1971 году, после долгих поисков, удалось обнаружить документы, поясняющие события этого далекого прошлого.

Начались они в 1708 году, когда, переехав в Португалию, Гузмао поступил в Коимбре в университет и загорелся идеей сделать полетом на котором открылась бы история воздухоплавания. Физика и математика, в которых Лоренцо проявлял большие способности, помогли ему в этом. Он начал осуществление своего проекта с эксперимента. Гузмао сконструировал несколько моделей, которые стали прообразами его будущего судна.

Первые демонстрации судна Гузмао

В 1709 году, в августе, модели эти были показаны королевской знати. Успешным оказался один такой полет на воздушном шаре: тонкая оболочка с маленькой жаровней, подвешенной под ней, почти на 4 метра оторвалась от земли. Гузмао в том же году начал осуществление своего проекта "Пассаролы". К сожалению, о его испытании сведений не сохранилось. Однако в любом случае Гузмао был первым, кто, опираясь на изучение явлений природы, смог найти реальный способ подняться вверх, а также совершил попытку осуществления его на практике. Так началась история развития воздухоплавания.

Жозеф Монгольфье

От Жозефа, своего старшего брата, Этьенн Монгольфье, который владел в маленьком французском городке бумажной мануфактурой, получил в 1782 году записку, в которой брат предлагал ему приготовить побольше веревок и шелковой материи для того, чтобы увидеть одну из удивительнейших вещей в мире. Эта записка означала, что Жозефом наконец-то было найдено то, о чем не раз братья говорили при встречах: способ, с помощью которого можно было подняться в воздух.

Оболочка, наполненная дымом, оказалась этим средством. Ж. Монгольфье в результате одного нехитрого эксперимента заметил, что сшитая из двух кусков ткани матерчатая оболочка в форме коробки устремилась вверх после того, как была наполнена дымом. Открытие это увлекло не только самого автора, но и его брата. Работая вместе, исследователи создали еще две аэростатических машины (они именовали так свои В кругу знакомых и родных была продемонстрирована одна из них. Она была выполнена в виде шара, диаметр которого составлял 3,5 метра.

Первые успехи Монгольфье

Успех эксперимента был полным: около 10 минут в воздухе продержалась оболочка, при этом поднявшись на высоту около 300 метров и около километра пролетев по воздуху. Братья, окрыленные успехом, решили свое изобретение показать широкой публике. Ими был построен гигантский воздушный шар, диаметр которого составлял более 10 метров. Сшитая из холста оболочка его усилена была веревочной сеткой, а также оклеена бумагой для того, чтобы повысить непроницаемость.

В 1783 году, 5 июня, состоялась его демонстрация на базарной площади в присутствии множества зрителей. Наполненный дымом шар поднялся вверх. Все подробности опыта засвидетельствовал специальный протокол, который был скреплен подписями различных должностных лиц. Так впервые было заверено официально изобретение, которое открыло дорогу воздухоплаванию.

Профессор Шарль

В Париже большой интерес вызвал полет братьев Монгольфье на воздушном шаре. Они были приглашены повторить в столице свой опыт. В то же время Жаку Шарлю, французскому физику, было предписано провести демонстрацию созданного им летательного аппарата. Шарль уверял, что дымный воздух, Монгольфьеров газ, как его тогда называли, - не лучшее средство для того, чтобы создать аэростатическую

Жак хорошо был знаком с последними достижениями в химии и считал, что намного лучше использовать водород, поскольку он легче воздуха. Однако, избрав этот газ для наполнения своего аппарата, профессор столкнулся с рядом технических сложностей. Прежде всего, необходимо было решить, из чего выполнить легкую оболочку, способную держать летучий газ длительное время.

Первый полет шарльера

Братья Робей, механики, помогли ему справиться с этой задачей. Ими был изготовлен материал с нужными качествами. Для этого братья использовали легкую шелковую ткань, которая была покрыта раствором каучука в скипидаре. В 1783 году, 27 августа, в Париже на поднялся вверх летательный аппарат Шарля. Он устремился ввысь на глазах около 300 тыс. зрителей и стал вскоре невидимым. Когда один человек, присутствовавший там, поинтересовался, какой же смысл во всем этом, Бенджамин Франклин, известный американский государственный деятель и ученый, также наблюдающий полет, ответил: "А какой смысл в появлении новорожденного на свет?" Пророческим оказалось это замечание. "Новорожденный" появился на свет, и ему было предопределено большое будущее.

Первые пассажиры

Братьев Монгольфье, однако, успех Шарля не остановил в намерении продемонстрировать в Париже собственное изобретение. Этьенн, стремясь произвести при этом наибольшее впечатление, использовал свой талант отличного архитектора. Воздушный шар, построенный им, был в некотором смысле произведением искусства. Бочкообразную форму имела его оболочка, высота которой составляла более 20 метров. Она была разукрашена снаружи красочными орнаментами и вензелями.

Воздушный шар, продемонстрированный Академии наук, вызвал восхищение у ее представителей. Было решено в присутствии королевского двора повторить этот показ. Под Парижем, в Версале, состоялась демонстрация в 1783 году, 19 сентября. Правда, вызвавший восхищение академиков воздушный шар до этого дня не дожил: оболочку его размыло дождем, в результате чего он пришел в негодность. Но братьев Монгольфье это не остановило. Работая усердно, они построили новый шар к намеченному сроку. Он ничуть не уступал по красоте предыдущему.

Для того чтобы произвести максимальный эффект, братья прицепили к нему клетку, в которую посадили петуха, утку и барана. Это были первые воздухоплаватели в истории. Воздушный шар устремился ввысь и, проделав путь в 4 км, через 8 минут благополучно опустился на землю. Героями дня сделались братья Монгольфье. Они удостоены были различных наград, а все воздушные шары, в которых использовался для создания подъемной силы дымный воздух, с того дня начали называться монгольфьерами.

Полет человека на монгольфьере

С каждым полетом братья Монгольфье приближались к заветной цели, которую они преследовали, - полету человека. Новый шар, построенный ими, был крупнее. Его высота составляла 22,7 метра, а диаметр - 15 метров. Кольцевая галерея крепилась в нижней его части. Она предназначалась для двух человек. Созданием этой конструкции продолжилась история воздухоплавания. Физика, на достижениях которой оно основывалось, в то время позволяла конструировать лишь весьма несложные летательные аппараты. Очаг для сжигания соломы был подвешен в середине галереи. Он излучал тепло, находясь в оболочке под отверстием. Это тепло подогревало воздух, что позволяло сделать более длительным полет. Он даже становился в некоторой мере управляемым.

В истории полетов можно найти самые разные интересные факты. Воздухоплавание - занятие, которое в 18 веке приносило большую славу и известность. Создатели летательных аппаратов не хотели делить ее с другими. Однако Луи XVI, король Франции, запретил принимать в полете личное участие авторам проекта. По его мнению, эту рискованную для жизни задачу нужно было поручить двум преступникам, которые были приговорены к смертной казни. Однако это вызвало протесты Пилатра де Розье, одного из активных участников строительства монгольфьера.

Этот человек не мог примириться с тем, что имена преступников войдут в историю воздухоплавания. Он настаивал на том, чтобы участвовать в полете лично. Разрешение в конце концов было получено. В путешествие на воздушном шаре отправился еще один "пилот". Им стал маркиз д’Арланд, поклонник воздухоплавания. И вот в 1783 году, 21 ноября, они оторвались от земли и совершили первый полет в истории. 25 минут в воздухе продержался монгольфьер, около 9 км пролетев за это время.

Полет человека на шарльере

Для того чтобы доказать, что именно шарльерам (аэростатам с оболочками, которые были наполнены водородом) принадлежит будущее воздухоплавания, профессор Шарль решил осуществить полет, который должен был быть более эффектным, чем устроенный братьями Монгольфье. Создавая свой новый аэростат, он разработал целый ряд проектно-конструкторских решений, на протяжении веков использовавшихся в будущем.

Шарльер, построенный им, имел сетку, которая обтягивала верхнюю полусферу аэростата, а также стропы, на которых держалась гондола, подвешенная к этой сетке. В гондоле находились люди. Специальная отдушина была сделана в оболочке для выхода водорода. Клапан, находящийся в оболочке, а также хранящийся в гондоле балласт использовались для изменения высоты полета. Предусмотрен был также якорь для того, чтобы легче было садиться на землю.

Шарльер, диаметр которого составлял более 9 метров, 1 декабря 1783 года в парке Тюильри взял старт. Отправились на нем профессор Шарль, а также Робер, один из братьев, принимавших в постройке шарльеров активное участие. Они опустились благополучно возле деревеньки, пролетев порядка 40 километров. Затем Шарль продолжил путешествие в одиночку.

Шарльер пролетел 5 км, при этом забравшись на невероятную высоту для того времени - 2750 метров. Около получаса пробыв в этой заоблачной вышине, исследователь приземлился благополучно, таким образом завершив первый полет в истории воздухоплавания на аэростате с наполненной водородом оболочкой.

Аэростат, совершивший полет над Ла-Маншем

Жизнь Жана Пьера Бланшара, французского механика, совершившего через Ламанш первый перелет на аэростате, примечательна тем, что она стала иллюстрацией переломного момента, который наступил в конце 18 века в развитии воздухоплавания. Начал Бланшар с того, что осуществил идею машущего полета.

Он построил в 1781 году аппарат, крылья которого в движение приводились усилием ног и рук. Испытывая его подвешенным на перекинутой через блок веревке, изобретатель этот поднимался на высоту многоэтажного дома, при этом противовес составлял около 10 кг. Обрадованный первыми успехами, он опубликовал в газете свои мысли по поводу возможности машущего полета для человека.

Совершенные на первых аэростатах воздушные путешествия, а также поиски средств управления полетом вновь вернули Бланшара к мысли о крыльях, но уже использовавшихся для управления аэростатом. Хотя первый эксперимент окончился неудачно, исследователь своих попыток не оставлял и увлекался все больше подъемом в небесный простор.

В 1784 году, осенью, начались его полеты в Англии. У исследователя возникла мысль перелететь через Ла-Манш на аэростате, тем самым доказав возможность воздушного сообщения между Францией и Англией. В 1785 году, 7 января, состоялся этот исторический перелет, участвовали в котором сам изобретатель, а также доктор Джеффри, его американский друг.

Эпоха воздухоплавания

История развития воздухоплавания была недолгой. От начала века дирижаблей и аэростатов до полного его завершения, казалось бы, прошло немногим более 150 лет. Первый свободный аэростат подняли в воздух братья Монгольфье в 1783 году, а в 1937 сгорел LZ-129 Gindenburg, дирижабль, построенный в Германии. Это произошло в США, в Лейкхерсте, на причальной мачте. На борту судна находилось 97 человек. Из них 35 погибли. Эта катастрофа настолько потрясла мировую общественность, что великие державы склонились к прекращению строительства больших дирижаблей. Так завершилась эпоха в воздухоплавании, в которой последние 40 лет происходило развитие жестких дирижаблей, именуемых цеппелинами (одним из главных их создателей был Фердинанд фон Цеппелин, немецкий генерал).

Воздушный шар, сконструированный братьями Монгольфье, был неуправляемым. Лишь в 1852 году Анри Жиффар, французский конструктор, создал управляемый аэростат.

Инженеры долгое время пытались решить проблему жесткости летательных аппаратов. Давиду Шварцу, австрийскому конструктору, пришла мысль сделать их корпус металлическим. В Берлине в 1897 году взлетел ввысь аэростат Шварца. Его корпус был сделан из алюминия. Однако из-за неполадок двигателя была совершена аварийная посадка.

Граф Цеппелин

Граф фон Цеппелин, ознакомившись с работами Давида, увидел их перспективность. Он придумал каркас, выполненный из легких коробчатых ферм, которые были склепаны из алюминиевых полос. Отверстия в них были проштампованы. Из кольцеобразных шпангоутов выполнялся каркас. Соединялись они стрингерами.

Камера с водородом размещалась между каждой парой шпангоутов (всего 1217 штук). Поэтому при повреждении нескольких внутренних баллонов летучесть поддерживали остальные. Летом 1990 года сигарообразный восьмитонный гигант цеппелин (дирижабль, диаметр которого составлял 12 метров, длина - 128) совершил успешный 18-минутный полет, превратив своего создателя, слывшего тогда чуть ли не городским сумасшедшим, в национального героя.

Недавно проигравшая войну с французами страна восприняла на ура идею генерала об этом чудо-оружии. Цеппелин - дирижабль, который стали активно использовать в военных действиях. Генерал к Первой мировой войне сконструировал несколько машин, длина которых составляла 148 м. Они могли развивать скорость до 80 км/ч. Дирижабли, которые сконструировал граф Цеппелин, отправились на войну.

20 век в дальнейшем демократизировал полеты. Современное воздухоплавание стало увлечением множества людей. Соломоном Огюстом Андре в 1897 году, в июле, был совершен первый в истории полет в Арктику на воздушном шаре. В 1997 году в честь столетия этого события на Северном полюсе спортсменами-воздухоплавателями был проведен праздник воздушных шаров. С тех пор сюда ежегодно прилетают наиболее смелые команды для того, чтобы подняться в небо. Праздник воздухоплавания - увлекательное зрелище, полюбоваться которым приезжает множество людей.

Жозеф-Мишель Монгольфье (26.08.1740, Видалон-лэ-Аннонэ, Ардеш — 26.07.1810, Баларюк-лэ-Бэн, Эро) — старший из двух братьев (на картинке справа) Монгольфье, изобретатель воздушного шара. Вместе с братом Жак-Этьенном посвятил себя изучению математики и физики, вместе с ним потом принял в управление бумажную фабрику отца в Аннонэ. В 1784 году он изобрёл парашют, в 1794 году — особый аппарат для выпаривания, а в 1796 году вместе с Арганом гидравлический таран. Во время Революции перебрался в Париж и сделался администратором Консерватории искусств и ремёсел и членом совещательного бюро по искусствам и мануфактурам.

Масон, с 1784 года член ложи Великого востока Франции «Девять сестёр».

Жак-Этьенн Монгольфье (06.01.1745 г., Видалон-лез-Анноне, департамент Ардеш, - 02.08.1799 г., Серьер, департамент Ардеш), младший из двух братьев Монгольфье (на картинке слева), изобретатель воздушного шара. Был преуспевающим архитектором, затем занялся производством бумаги на предприятии отца и первым начал выпускать веленевую бумагу. Познакомившись с сочинениями британского священника и естествоиспытателя Джозефа Пристли, заинтересовался воздухоплаванием и участвовал во всех изобретениях и предприятиях старшего брата.

Первый полёт построенного братьями Монгольфье аэростата («монгольфьера») состоялся 5 июня 1783 г. Аэростат (диаметром 11,4 м, объемом 600 м3) поднялся на высоту до 2000 м и пролетел за 10 мин около 2,5 км. Второй демонстрационный полёт аэростата (объём 12 тысяч м3) с «экипажем» из барана, петуха и утки состоялся 19 сентября 1783 г. Аэростат, изготовленный из грубого льняного полотна, обклеенного бумагой, поднялся на высоту около 500 м и через 10 мин благополучно опустился на расстоянии около 4 км от места старта. Третий полёт аэростата состоялся 21 ноября 1783 г. с экипажем в составе физика Ж. Пилатра де Розье и маркиза д"Арланда. В отличие от второго аэростата снизу оболочки имелась галерея для экипажа и топка для сжигания соломы с целью поддержания температуры воздуха внутри оболочки. Высота аэростата 22,7 м, диаметр около 15 м, масса оболочки и галереи около 675 кг. Аэростат продержался в воздухе около 25 мин, пролетев около 9 км (это был первый полёт людей на летательном аппарате). В 1784 г. братья Монгольфье предложили для спуска людей с аэростата использовать парашют, что было осуществлено в 1797 г. Ими оставлен ряд работ с описанием аэростатов. В их честь в 1960 г. учреждён диплом Международной авиационной федерации.

Братья Жозеф и Этьен Монгольфье совершили запуск наполненного горячим дымом воздушного шара в Версале. Пассажирами были овца, петух и утка. За полетом, длившимся 8 минут, наблюдали король Франции Людовик XVI и его жена Мария Антуанетта. Раздававшиеся сверху кряканье, блеянье и петушиный крик, надо думать, смутили немало зевак, над которыми проплывал шар. В столицу братьев пригласила Французская Академия после успешного испытания шара в их родном городе Анноне в июне того же года. Через два месяца в воздух поднимется и человек.

Впервые в свободный полет человек отправился на воздушном шаре, который поднялся из сада замка де ла Мюэт в западном пригороде Парижа 21 ноября 1783 г. Его пассажирами были молодой директор Парижского музея науки Пилатр де Розье и армейский офицер маркиз д"Арланд, имевший широкие связи при дворе Людовика XVI, На наполненном горячим воздухом шаре, построенном братьями Жозефом и Этьеном Монгольфье, они провели в воздухе около 25 мин, пролетев за это время почти 10 км, и благополучно приземлились в открытой местности вблизи дороги на Фонтенбло.

Полет сам по себе был замечательным событием, но помимо этого он как бы подытоживал крупнейшее достижение химии: отказ от флогистонной теории строения вещества, рухнувшей, когда оказалось, что различные газы имеют разный вес. С первыми полетами пилотируемых и беспилотных воздушных шаров тесно связаны имена четырех выдающихся химиков - Джозефа Блэка, Генри Кавендиша, Джозефа Пристли и Антуана Лавуазье, чьи работы открыли путь к ясному пониманию химической природы материи.

Первая публичная демонстрация полета воздушного шара, наполненного горячим воздухом, представлена на гравюре в несколько фантастическом виде. Опыт был проведен братьями Жозефом и Этьеном Монгольфье 4 июня 1783 г. в Анноне (Франция). Шар представлял собой сферический льняной мешок, оклеенный бумагой, имел 11 м в поперечнике и весил 227 кг. Его наполнили горячим воздухом над костром. Полет продолжался 10 мин.

Братья Монгольфье жили в Анноне, городке в окрестности Лиона. Они были одержимы идеей полета и пришли к мысли, что если надуть бумажный мешок горячим воздухом, то он может взлететь. В конце 1782 г. братья проделали два предварительных эксперимента, которые показали, что большой мешок, наполненный дымом от костра, должен подняться вверх. Первую публичную демонстрацию братья устроили в Анноне 4 июня 1783 г. Воздушный шар представлял собой сферический льняной мешок, оклеенный бумагой. Он имел в поперечнике 11 м и весил около 227 кг. Шар надули над костром, в котором жгли мелко нарезанную солому. Когда его отпустили, он поднялся довольно высоко и спустился через 10 мин, пролетев за это время около трех километров. Полет произвел на зрителей большое впечатление, и весть об этом эксперименте облетела Францию и всю Европу.

Спустя два месяца другая группа энтузиастов запустила в Париже шар иного типа. Экспериментом руководил физик Жак Шарль. Зная результаты последних исследований газов, Шарль решил наполнить баллон водородом. Поскольку бумажное покрытие не могло удержать водород, шар был изготовлен из тонкой шелковой ткани, пропитанной латексом. Водород получили, воздействуя серной кислотой на железные опилки. Чтобы полностью надуть шар диаметром 4 м, потребовалось несколько дней и было израсходовано 227 кг кислоты и 454 кг железа. 27 августа посмотреть на запуск шара на Марсовом поле собралась огромная толпа. Шар пробыл в воздухе 45 мин и в конце концов приземлился вблизи местечка Гонесс в 28 км от места старта. Он так напугал местных жителей, что те разорвали его в клочья.

Спустя еще три недели братья Монгольфье повторили свой опыт в Версале, на этот раз в присутствии Людовика XVI и его двора. Наполнить шар горячим воздухом было гораздо проще, чем водородом, и уже через 10 мин он был готов к полету. К нему подвесили небольшую клетку, в которой находились баран, утка и петух. На этот раз шар уже был не просто мешком - его ярко разрисовали масляными красками. Полет закончился в лесу в 3,5 км от места старта. Ни один из первых воздухоплавателей не пострадал.



Первый полет человека на воздушном шаре, наполненном горячим воздухом, состоялся в Париже 21 ноября 1783 г. Затейливо разрисованный шар, построенный братьями Монгольфье, имел 14 м в поперечнике и более 21 м в высоту. Корзина с двумя пассажирами, Пилатром де Розье и маркизом д"Арландом, весила около 730 кг. Принято считать, что это вид с террасы дома Бенджамина Франклина в Пасси.

Как только возможность полета на воздушном шаре была доказана, ее практическая реализация не замедлила осуществиться. В октябре де Розье поднялся на 25 м на привязном монгольфьере и пробыл в воздухе более 4 мин. А месяц спустя он и д"Арланд совершили свой исторический полет над Парижем. Шарль не хотел уступать и 1 декабря, взяв одного пассажира, отправился из Парижа на шаре, наполненном водородом. Полет продолжался 2 часа и закончился в 50 км от Парижа в маленьком городке Несле. Здесь пассажир сошел, а Шарль продолжил путешествие, поднявшись на высоту более 3,5 км. Всего за какие-то 6 месяцев человек поднялся в воздух и научился летать.

Воздухоплавание стремительно развивалось. В августе 1784 г. французский химик Гитон де Моро и сопровождавший его аббат Бертран достигли высоты более 3 км, измеряя по пути температуру и давление воздуха. В январе следующего года французский воздухоплаватель Жан Пьер Бланшар и американский врач Джон Джеффрис впервые пересекли Английский канал, перелетев из Дувра в Кале.

После полета в Анноне Французская академия наук по просьбе правительства создала комиссию, которая должна была подготовить доклад об этом эксперименте и разработать план дальнейших исследований. Видным членом комиссии был Лавуазье - французский химик, чьи научные открытия наряду с открытиями других ученых послужили основой для создания первых воздушных шаров. Правительство Франции, по-видимому, сочло изобретение воздушного шара крупным достижением, так как взяло на себя расходы по проведению ряда последующих полетов, запланированных комиссией.

Реакция английских ученых на изобретение воздушного шара была более сдержанной. В ноябре 1783 г. королю Георгу III и его придворным в Виндзоре был продемонстрирован воздушный шар, наполненный водородом. Шар произвел на короля большое впечатление, и он направил президенту Лондонского Королевского общества сэру Джозефу Бэнксу послание, в котором предлагал финансировать дальнейшие исследования в области воздухоплавания. Однако ответ гласил, что, поскольку от этих экспериментов нельзя ожидать «какой бы то ни было пользы», общество в них не заинтересовано.

В то же время военное значение воздушных шаров оценили быстро. Не прошло и месяца после зрелища в Виндзоре, как был опубликован памфлет, посвященный этому вопросу. Вскоре Бенджамин Франклин высказался в письме следующим образом:

«Изобретение воздушного шара, как Вы видите, является открытием первостепенного значения. Одним из его следствий может стать отказ монархов от войн, так как и самые могущественные из них не смогут защищать свои владения. Пять тысяч шаров, способных поднять по два человека каждый, вряд ли будут стоить дороже пяти линейных кораблей, а где найдется властитель, который мог бы покрыть свою страну войсками, способными защитить ее от десятка тысяч воинов, спустившихся с неба во многих местах и готовых нанести государству непоправимый ущерб прежде, чем удастся собрать войска и дать им отпор?»

Источники: «Изобретение воздушного шара и рождение современной химии» - автор Артур Ф.Скотт, Портал «Праздники.ру»

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ: